Как бороться с грехом?
Из недавно услышанного в храме разговора: «Жара, говорите? Ну а что вы удивляетесь - ведь все это по грехам нашим, по грехам... А с грехами-то бороться надо!» - «Легко сказать - бороться. Не умеем ведь...» И действительно: о том, что грешить нельзя,- знает каждый. Но каждый ли знает, как бороться с грехом? Для тех, кто в самом начале этого пути,- наш разговор с настоятелем Иргизского Воскресенского мужского монастыря игуменом Максимилианом (Кононенко).
- Отец Максимилиан, что значит: бороться с грехом? Остановиться за несколько секунд до его совершения?
- После грехопадения человека враг рода человеческого получил доступ к его мыслям. Поэтому основной принцип борьбы с грехом - это борьба с теми внушениями, которые всеваются в нас врагом. Все греховные деяния начинаются с помыслов - поэтому святые отцы в первую очередь советуют быть внимательными ко всем мыслям, которые приходят к нам.
- Но для этого надо распознать, какая мысль является греховной, а какая - нет. Одно дело, когда в голову приходит мысль явно греховная,- тут все ясно. Но ведь множество наших мыслей вроде бы напрямую к греху отношения не имеют. Или, скорее всего, кажутся нам не имеющими отношения к греху, ведь человек, как правило, лоялен к себе. Каков критерий?
- Грех - это нарушение заповедей Божиих. И не надо думать, что наше время внесло какие-то коррективы в их перечень. Если приходит помысел о том, что хорошо бы, скажем, подкрутить электросчетчик,- то надо гнать его не размышляя, потому что это нарушение заповеди «не укради».
- Ну если человек начал думать про счетчик, то он в уме уже подсчитывает «сэкономленные» киловатт-часы и тому подобное...
- Надо не подсчитывать киловатт-часы, а сказать себе: если я сделаю так, я больше потеряю, чем приобрету! Но вы применили совершенно правильную формулировку: «начал думать». Потому что принятие помысла происходит в несколько этапов. Начинается греховный помысел с прилога - начальной степени появления мысли, словно включается лампочка. Если мы сразу эту мысль отсечем, то Господь нам ее в грех не вменит.
- Но эту «лампочку» выключить не так-то просто. Как помочь себе?
- Святые отцы советуют развить в себе состояние гнева, раздражения на эту мысль - то, о чем говорил псалмопевец Давид: гневайтесь, и не согрешайте...(Пс. 4) Состояние гнева присуще человеку, но гнев надо обращать не на ближнего своего, а на борьбу со своими грешными помыслами. Пришел помысел оскорбить человека - подумайте с гневом о том, что эта мысль - от врага рода человеческого.
- То есть в данном случае мы этот «вектор гнева» как бы разворачиваем в обратную сторону, чтобы погасить мысль?
- Именно так. Если же мы не отсекаем греховный помысел на этапе прилога, следует внимание к пришедшей к нам мысли: человек начинает как бы рассматривать ее. Внимание переходит в услаждение греховной мыслью, после услаждения следует желание совершить грех, затем решимость, пленение и уже само греховное действие. Подробно об этом вы можете прочитать, скажем, в книге святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». В ней - письма к духовной дочери: ответы на вопросы, советы, как разрешить ту или иную духовную проблему. Для мирянина, который стремится жить по евангельским заповедям, эта книга будет большим подспорьем в духовном возрастании.
- Мысли приходят к нам непрерывно - следовательно, так же непрерывно нужно нам быть готовыми к борьбе с греховными помыслами. На что следует опираться в этой борьбе?
- Святой Иоанн Колов, говоря о своей борьбе с греховными мыслями, сравнивает себя с человеком, сидящим около дерева: видя, что подходят дикие звери, готовые пожрать его, человек взбирается на дерево - и хищники, покрутившись и не найдя его, уходят. Точно так же, когда появляются греховные помыслы, мы должны «взбираться» ко Господу в молитве - и мысли эти, не встретив в нас готовность для собеседования с ними, уйдут. Поэтому главный принцип борьбы с грехом - молитва. И всегда надо помнить, что спасение человека - это результат его усилий и Божией благодати. Усилия христианина - это его решимость жить благочестивой жизнью, решимость бороться с грехом. А силы для того, чтобы идти по этому пути, мы черпаем в Таинствах. И здесь надо отметить, насколько важны для нашего духовного роста обе эти составляющие. Неправильно полагаться только на свои усилия: например, читать много духовной литературы, в повседневной своей жизни стараться руководствоваться советами святых отцов - и считать, что этого достаточно. Также нельзя сказать, что правильным будет рассчитывать только на помощь Божию, подаваемую нам в Таинствах, - и не прилагать никакого собственного труда. Как для того чтобы идти, нам необходимо опираться на обе ноги - так же и здесь: духовное продвижение возможно только в том случае, если человек и предпринимает собственные усилия, и уповает на благодать Божию. Только тогда у нас будут силы бороться с грехом - встать воскресным утром и пойти на службу (хотя очень хочется дать себе послабление и остаться в постели); не включать телевизор, когда есть желание посмотреть недушеполезный сериал. И, поверьте, с каждым разом делать это будет легче.
- То есть это как тренировка в спорте - чем больше делаешь что-то, тем лучше получается?
- Конечно! Повторение формирует навык. Вот сейчас идет Успенский пост, а пост - это не что иное, как духовная тренировка, когда человек учится сказать себе «нет». Раз за разом ограничивая себя, мы приобретаем навык противостоять желанию нарушить запрет, нарушить закон. А грех, как мы с вами в начале говорили, это и есть нарушение заповедей Божиих. Поэтому, когда на пути прошедшего школу поста человека возникает соблазн, будет легче противостоять ему. А соблазнов на нашем пути сегодня как никогда много - отдельное «спасибо» за это надо сказать рекламе, телевидению, журналам...
- Отец Максимилиан, вот мы говорим, что тренировка, повторение действий укрепляют навык. Но этот принцип может работать и «в минус», потому что с каждым повторенным неправедным действием нам все труднее бороться с грехом!
- Преподобный Антоний Великий подвел своих учеников к маленькому дереву и повелел выдернуть его - те легко вытащили его из земли. Тогда он попросил их выдернуть дерево побольше - с трудом, но они задачу выполнили. Но когда он попросил их выдернуть раскидистую пальму - они не смогли это сделать. Так же и грехи человеческие. Укорененный грех, который овладел человеком и приобрел форму страсти, «выдернуть» из души столь же сложно, как ту пальму.
- Получается, что мы, как тот человек у дерева, должны 24 часа в сутки, не теряя бдительности ни на минуту, «сторожить» свою душу от нападения «диких зверей» - даже не грехов, а греховных помыслов. И каждое выключение из этого режима приводит не к временной передышке, отдыху, как мы думаем. Послабление оборачивается нашим ослаблением в борьбе против греха! Отец Максимилиан, допускаю, что вот на этом месте кто-то из читателей может подумать: «Мне такой режим не по силам, я обычный человек - не монах, не священник, у меня не получится...»
- Любой христианин должен жить в постоянном внимании к себе и трезвении: Священное Писание говорит о том, что духовно бодрствовать надо непрестанно. И человек, который стремится к этому, восходит от меры к мере, несмотря на сложность пути. Господь не раз давал мне радость узреть преображение человеческой души, увидеть результаты борьбы человека с грехом. Я знаю случаи, когда человек не просто каялся, а в корне менял свою жизнь, отходя от греха. Когда видишь это чудо, понимаешь, что Господь всегда рядом, и он помогает тем людям, которые хотят исправиться. И это один из самых утешительных моментов в пастырской деятельности. А что касается «не получится»... Я вспоминаю архимандрита Трифона (Новиков) из Троице-Сергиевой Лавры. Он - один из первых священников Русской Православной Церкви, который в самом начале девяностых, когда стало возможным открыть храм в следственном изоляторе в Сергиевом Посаде, начал работать с заключенными. Он рассказывал потом, что проповедовать там было очень трудно, но самым трудным оказалось - не видеть результатов этой проповеди. Он общался с заключенными, дарил им книги - а в ответ ни проблеска хоть какого-то отклика, хоть какого-то встречного движения души. И так прошло пять лет. Все усилия казались ему бесплодными. И вот когда он уже начал задумываться о том, чтобы оставить эту работу, ему стали приходить письма от бывших заключенных. Они писали, как изменилась их жизнь. То есть то, что он говорил им, может быть, пять лет назад, не забылось, а проросло в их душе впоследствии и помогло отойти от греха. И писем было такое количество, что все сомнения, стоит ли ему продолжать эту работу, развеялись. Так что в борьбе с грехом, которую мы должны вести постоянно, не надо ставить каких-то сроков и ждать результата «через неделю, через месяц». Мы должны идти по этому пути, и Господь нам будет помогать.
Газета «Православная вера» № 16 (420) 2010 г.