Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (О Православии в Польше)

Меня зовут Аня Середина. Я - прихожанка храма Преображения Господня пос. Лотошино, учусь в польской группе филологического ф-та МГУ им. Ломоносова. В предыдущем семестре я проходила стажировку в Варшавском Университете и имела возможность познакомиться с православной жизнью в Польше. Свои впечатления я оформила в виде статьи, которую вместе с фотографиями представляю вашему вниманию.

«Передай у себя, что мы тут сильны, и никакой Папа Римский нам не страшен!» – сказал мне на прощание отец Владимир, архидиакон кафедрального собора Варшавы в честь святой равноапостольной Марии Магдалины.
Проходя стажировку в Варшавском университете, я четыре месяца прожила в столице Польши и, конечно же, искала в незнакомом городе близкий сердцу уголок. В первый же день приезда я нашла храм, величественно возвышающийся на правом берегу Вислы. Было как раз воскресенье, и я успела к концу литургии. Уже не помню точно как, но я познакомилась с отцом Владимиром, отцом каждого приехавшего в этот город и пришедшего в храм за Божьей помощью.
Когда я начинала изучать польскую культуру, я слышала, что эта славянская страна – оплот католицизма, видела, что, как в России повсюду блестят купола с крестами, так в Польше везде тянутся ввысь готические башни костёлов. Но за эту стажировку, благодаря не занятиям в университете, а общением с православными, я глубже поняла душу этого действительно близкого нам народа.
Православие в Польше имеет многовековую историю, которая неотделимо связана с миссиями святых братьев Кирилла и Мефодия, Великим Моравским княжеством и Киевской Русью. Мефодианский обряд на польских землях был широко распространён задолго до официального принятия христианства при князе Мешке I в 966 году. Ведь уже в конце IX века наступила христианизации юго-восточных земель, называемых Малой Польшей. Кроме того, существует даже  предание, что Мешко первоначально принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на саксонской принцессе, в Польше усилилось латинское влияние. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще до крещения Мешко на территории Польши существовали храмы, построенные в византийском стиле.
Сейчас Православная Церковь в Польше является автокефальной. 13 ноября 1924 года Константинопольский Патриарх Григорий VII подписал соответствующий Патриарший и Синодальный Томос. Торжественное чтение Патриаршего Томоса состоялось 17 сентября 1925 года в митрополичьем храме святой Марии Магдалины в Варшаве. Однако полную автокефалию Польская Православная Церковь получила после Второй мировой войны (22 июня 1948 года), на основании определения Священного Синода Московской Патриархии.
По данным Центрального статистического управления, в Польской Автокефальной Православной Церкви свыше 506 тысяч верующих, т.е. около 1% всего населения. Тем самым, она является второй по величине церковью в стране. Настоятелем ПАПЦ в настоящее время является митрополит Варшавский и всея Польши Блаженнейший Савва.
Церковь разделена на 6 епархий: Варшавско-Бельскую, Белостоцко-Гданьскую, Лодзинско-Познаньскую, Вроцлавско-Щецинскую, Перемышльско-Новосондетскую и Люблинско-Холмскую. Принадлежит ей также православный ординариат Войска польского. В 2000 году насчитывалось свыше 300 церквей, и их число медленно, но постоянно растёт, ведь католики возвращают исконные православные храмы, а верующие организуют всё новые общины. Действует также 11 монастырей: 6 мужских (Супрасль, Яблечна, Уйковице, Саки, Костомлоты, Высова) и 5 женских (Грабарка, Зверки, Войново, Турковице и Залешаны). Самой крупной православной святыней в Польше является монастырь на Святой Горе Грабарке, куда ежегодно устраивается паломничество на праздник Преображения Господня.
Литургия в церкви отправляется по-церковнославянски. Все основные службы также переведены на польский язык. Православные праздники отмечают по юлианскому календарю. По новому стилю служат лишь в некоторых храмах в Люблине и Варшаве. О единственном приходе в Варшаве, где службы проходят на польском языке, я хотела бы рассказать более подробно.
Узнала я о нём, попав на ярмарку в центре города, где заинтересовалась палаткой с иконами и сувенирами из Грузии. Разговорившись с радушным хозяином-иконописцем, я получила приглашение посетить в «Ночь музеев» открывающийся Музей Икон, в здании которого должна была разместиться и община святого мученика архимандрита Григория (Перадзе), не имеющая собственного храмового помещения. Митрополит Савва благословил организацию польскоязычной общины в 2004 году, 5 февраля 2005 года была проведена первая литургия. Покровителем общины неслучайно выбрали польско-грузинского новомученика Григория, о его ярком жизненном пути следует сказать особо.
Он родился 13 сентября 1899 года в Грузии, в селе Бакурцихе, где его отец Романоз был настоятелем церкви. Когда Григорию было 6 лет, отец умер и воспитанием мальчика занялся дядя, также священнослужитель. Отец Григорий писал, что важное влияние на его жизнь оказало семейное предание, говорящее о призвании одного из предков к служению. Верный сложившейся традиции, Григорий пошёл в Духовную Школу в Тбилиси, а затем продолжил образование в Духовной Семинарии, которую окончил с отличием. Революция обрушила его планы на получение дальнейшего теологического образования, и Григорий поступил на филологический факультет Университета в Тбилиси. В 1919 году он должен был прервать обучение, чтобы пройти двухлетнюю службу в армии, во время которой сражался в оборонительной войне Демократической республики Грузии с большевиками.
В 1921 году собор Грузинской Православной Церкви отправил Григория на обучение в Берлин. Грузинские иерархи, видя сложную ситуацию Грузинской Церкви, сложившуюся из-за преследований большевистской власти, хотели сохранить представителей молодого поколения священников, высылая их за границу. Григорий, помимо русского, грузинского и церковнославянского, овладел немецким, французским, английским, датским, латинским, древнееврейским, греческим, сирийским, арабским, армянским и коптским языками. Позднее, в 1933 году очень быстро выучил польский. В Берлине в центре его интереса находилась патрология. В мае 1925 года Григорий продолжил своё обучение в университете в Бонне, где также занимался историей религии, совершенствованием в языках, изучением грузинских рукописей и исследовательской работой, посвященной истории грузинского монашества.
Григорий несколько раз пытался вернуться в Грузию, чтобы дать там монашеский обет, но власти отказывали ему. Он занимался научной деятельностью и стяжал славу знатока в области истории христианства на Ближнем Востоке. Также Перадзе поддерживал контакт со средой грузинских эмигрантов в Европе. В 1929 году он стал одним из основателей этнически грузинского прихода святой Нины в Париже под юрисдикцией Константинопольского Патриархата. Это был единственный грузиноязычный православный приход вне Грузии. Вначале у него не было настоятеля, а Григорий, усиленно занимаясь наукой, отказывался от принятия сана. Однако он вскоре заболел и, будучи на грани жизни и смерти, сподобился от Господа небесного видения, которое определило дальнейшее направление его жизни. 18 апреля 1931 года Григорий дал монашеский обет в соборе святой Софии в Лондоне, на следующий день был рукоположен в сан иеродиакона, а 25 мая в кафедральном соборе святого Стефана в Париже – в иеромонаха, с тем же именем, что имел в миру.
В 1933 году митрополит Варшавский и Всея Польши Дионисий пригласил отца Григория в Варшаву в качестве заместителя профессора патрологии на отделение теологии Варшавского Университета с сохранением пастырского служения в приходе святой Нины. Тем самым исполнилась его мечта читать лекции по теологии. 5 января 1934 отец Григорий стал архимандритом. Начало Второй Мировой Войны он встретил в Польше, не пожелав покидать эту страну и отказавшись от лекций в Берлинском Университете.
5 мая 1942 года архимандрит был арестован вследствие доноса. Некто, возможно из среды пронемецки настроенных грузин, зная о хранившихся в доме архимандрита ценных рукописях и деньгах заключённых или скрывавшихся от ареста людей, представил в ГЕСТАПО отца Григория как английского шпиона, подбросив ему соответствующие документы. В середине ноября архимандрита отправили в Освенцим, несмотря на ходатайства предстоятелей Церкви.
Нет точной информации о том, по какой причине отец Григорий принял мученическую кончину. По одной версии, его с заключёнными из трёх других бараков выгнали на мороз и сказали, что они будут так стоять до тех пор, пока не сознается тот, кто украл хлеб. Не задумываясь, отец Григорий сделал шаг вперёд из шеренги. Фашисты натравили на него собак, но те не тронули святого, тогда его полили бензином и подожгли. По другой версии, архимандрит добровольно заменил собой еврея-отца большого семейства, приговорённого на смерть в газовой камере. Так или иначе, 6 декабря 1942 года душа архимандрита Григория упокоилась в Царстве Небесном.
19 сентября1995 года архимандрит Григорий (Перадзе) был канонизирован Грузинской Православной Церковью. Его чтят также как преподобномученика в Польской Автокефальной Православной Церкви. День его памяти – 6 декабря. В 1998 г. в Варшаве было образовано Братство святого Григория Перадзе, во главе которого встал священник Генрик Папроцкий, уже много лет занимающийся исследованием наследия и жития святого. Этот батюшка и стал настоятелем образовавшегося в Варшаве прихода. Именно отец Генрик стал главным переводчиком литургических текстов на польский язык, не менее сложную работу взяла на себя регент хора, ведь, в основном, новый текст положили на ноты, предназначенные для церковнославянского варианта молитв. Однако могу сказать, что это ей мастерски удалось – песнопения звучат необыкновенно возвышенно и гармонично. Среди прихожан этого молитвенного дома, что я с радостью отметила, много мужчин и полных энергии студентов, говорят, грузины особенно любят приходить сюда на службы. Доброжелательный, внимательный, как и его прихожане, отец Генрик тепло встретил меня и приглашал посетить общину вновь, как только буду в Польше.
Кроме этого молитвенного дома, в Варшаве открыты для верующих ещё пять храмов, хотя когда-то их было около тридцати. К сожалению, после выхода из состава России поляки хотели стереть все воспоминания о трудных для их страны годинах, так и были снесены прекраснейшие храмы, в том числе и кафедральный собор Александра Невского в центре Варшавы. Сейчас его роль выполняет собор святой равноапостольной Марии Магдалины, где я познакомилась с архидиаконом Владимиром и куда с особой радостью ходила молиться. Очень часто там проводятся архиерейские службы с участием митрополита Саввы или епископа Семятицкого Георгия.
Собор был построен во второй половине 19 века по просьбам населения Праги – правобережной части города, которая наполнилась православными после открытия Варшавско-Петербургского и Варшавско-Тереспольского вокзалов. По плану, который разработал архитектор Священного Синода Николай Сычёв, собор может вместить от 800 до тысячи верующих. Закладной камень установили 14 июня 1867 года, а торжественное освящение произошло уже 11 июля 1869 года в праздник Первоверховных апостолов Петра и Павла. Общину составили железнодорожные работники. Церковь стала первым настоящим храмовым зданием Варшавы. Именно это вдохновляло строителей на быструю работу. Украшение церкви продолжалось до конца 19 века, планы иконографии и сами фрески выполняли известные художники того времени: Василий Васильев и Роман Виноградов. В 1892 году для увековечивания 25-ой годовщины постройки храма (с момента заложения камня) в левом нефе церкви поместили боковой придел в честь преподобного Иова Почаевского, покровителя варшавской епархии. Однако была и другая причина: количество прихожан увеличивалось и, чтобы каждый мог попасть на службу, необходимо было проводить и раннюю литургию. И по сей день на каждом богослужении храм полон молящихся.
В 1895 году начался генеральный ремонт, во время которого увеличили количество четырёхметровых позолоченных кивотов, украшающих подножия стен, от двух до пятнадцати. Также в правом нефе поместили икону Почаевской Божией Матери – самую большую в храме. Она была написана архимандритом Макарием и его учениками в период между 1884 и 1890 годами на Святой Горе Афон и пожертвована храму. Обновлённую церковь посетил будущий святой, патриарх Всея Руси Тихон (Беллавин), который в то время являлся епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии. В 1915 году православные, спасая от наступающих немцев, вывезли вглубь России самые ценные иконы и часть драгоценной утвари. Почаевская икона Богородицы, как и большая часть эвакуированных ценностей, в храм не вернулась. Только в 1928 году на её месте установили находящуюся там по сей день Почаевскую икону, написанную в том же году архимандритом Паисием. В 1921 году собор Марии Магдалины принял на себя новую функцию резиденции митрополитов Варшавских и Всея Польши. В 1926 году в храме появилась, находящаяся там и в настоящее время, Ченстоховская икона Богородицы, как выражение благодарности православных жителей Праги за спасение собора от разрушения, которому в межвоенный период подверглось большинство церквей Варшавы.
В 1928 году по благословению главы Церкви, митрополита Дионисия, для того, чтобы большее количество верующих могло участвовать в таинствах, в подвальном помещении освятили престол в память Страстей Господних. Самым большим сокровищем нижней церкви и по сей день является чудесная Иверская икона Божией Матери, пожертвованная Варшавскому собору в 1904 году греческими монахами. Писал иконостас нижней церкви архимандрит Паисий из Почаевской Лавры (он также написал Почаевскую икону для верхнего храма).
Бурю Второй Мировой Войны здание пражского собора пережило относительно благополучно. Сразу после окончания войны началась череда ремонтных работ. В нижнем храме к ним приступили только в 1996 году. В правом нефе поместили величественные фрагменты мозаики «Тайная Вечеря», украшавшие разрушенный собор Александра Невского.
По решению собора епископов собор Марии Магдалины в 1993 году радушно принял под свою опеку Православный Ординариат Войска Польского. Процветает благотворительная деятельность прихода. С каждым годом всё более оттачивается мастерство приходского хора, о чём говорят победы на международных фестивалях церковной музыки. Молодёжь имеет возможность каждую среду собираться на лекции по истории Церкви, сопровождающиеся чаепитием и горячим обсуждением. Организуются паломничества по святым местам страны и зарубежья. Об этих и многих других сторонах жизни общины рассказывал мне отец Владимир, прослуживший в соборе  46 лет. Он также подарил нашему Преображенскому приходу крест и иконы, освящённые у Гроба Господня. Их в течение уже десяти лет доставляет из Иерусалима раб Божий Георгий, а отец Владимир посылает в разные концы России через своих знакомых.
И вправду, сильна Православная Церковь на Польской Земле, сильна деятельною верою православных людей и непрестанною опекой пастырей, которые с любовью встретили меня и наполнили радостью дни, проведённые в Варшаве.
Анна Середина, студентка филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
16 августа 2011 года.

Вы можете добавить эту страницу в свой аккаунт в социальных сетях: